jass_linn (jass_linn) wrote,
jass_linn

Витим - Хани - Олекма - Лена, 2500км. Летние развлечения пенсионеров.

В этом году мы с Валентином Чугаем (http://www.valentinvolk.com) решили съездить в Забайкалье, посмотреть на Угрюм-реку (считается, что это Витим). Поход у нас малобюджетный, поэтому забрасываться стали через Икатский перевал, чтобы избежать больших расходов на заброску вертолетом или вездеходом и попасть в малонаселенные верховья. Железную дорогу до Якутска еще не достроили, поэтому с выброской тоже ожидались трудности - предполагалось выйти на дорогу там, где ближе всего - около Кичикатцев и добираться до Нерюнгри автостопом.
Весь дневник с огромным количеством фото уже опубликован http://www.brodyaga.org/club/club.php/user/1162/blog/395/
http://www.marshruty.ru/Travels/Travel.aspx?TravelID=c82b2db7-527f-4cea-803b-03d6460ee92a, а здесь я хочу написать коротко о нашем маршруте.
Мы попытались максимально использовать автобусы и маршрутки, а там где их нет для сокращения пешей части нанимали машину. Правда, тот водитель нас бросил на пол-пути и это уже нас подвозили ребята совершенно бесплатно, потому что нельзя бросать людей в тайге.

До Икатских озер мы шли через перевал по неплохой дороге, но непроходимой для машин - упавшие деревья, рухнувшие мостики, каменные осыпи. Приходилось идти в 2 ходки, поэтому расстояние умножалось на 3 с подъемом до 1450м.

После перевала дорога шла по болоту, как только позволило наполнение ручья - встали на воду.

На Икатских озерах сварили первую уху, рыбы там немеряно!

И пошли по Витимкану до его слияния с Чиной, с этого места река называется Витим. Вода в Витиме очень мутная из-за работы драг, моющих золото в верховьях. Поэтому хотя и ненаселенка, рыба ловится плохо, ей нечем дышать от грязи и ила, она уходит в притоки или стоит в верховьях. Это лето было очень сухим, минимальный уровень воды за последние годы, притоки все пересохли, в Икате на шкуродерах мы сильно подрали лодку. Витимские пороги сначала проходили без просмотра, на автомате! Я только успевала нос лодки туда-сюда отворачивать под бешеные крики капитана : ле-вым! ПРА-ВЫМ!!! Но вообще их опасность сильно преувеличена, может быть они страшны для моторок, может, только по большой воде.

Жаль, не было видеокамеры камкодера все заснять, валы и камни с воды совсем по-другому смотрятся.
Хорошо ловятся ленки на перекатах на поппера, которого мы тянули за собой.

Когда начались плесы, ближе к Романовке, стали ловиться и щуки.

Чтобы не идти через Витимский заповедник(переговоры с ними о получении разрешения на проход по реке длились 2 мес., с нас требовали предварительно оформить разрешение в Бодайбо с оплатой 500р в день на человека просто за нахождение на их территории), мы переехали на поезде в Хани и сплавились по этой веселой речке-аквапарку, по описанию здесь на 85км 97 шивер и порогов!

На Олекме мы побывали на супер-базе на горячих источниках, купались там в бассейне. А потом с нами случилась беда - забыли на стоянке рыбу, оставили лодку и пошли за рыбой по берегу. Но именно в этот день из-за дождей вода в реке поднялась на 5м! Обратно мы возвращались по скалам, в темноте. К лодке сразу не прошли, ночевали в пещерке на скале. Если бы потеряли лодку, пришлось бы возвращаться в горячие ключи 60км через прижимы и пороги, без еды и снаряжения. А я еще сильно ушибла колено при падении со скалы. Но Волк с 3-й попытки прошел к лодке через перевал! В итоге мы потеряли 1 весло, котелки, накомарники, плащи. Вот такое весло, больше похожее на штангу, Волк сделал на скорую руку. И мы продолжали поход.

Прошли через Олекминский заповедник, где нам выписали разрешение на прохождение совершенно бесплатно, а Александр Сергеевич Гонаровский еще и очень нам помог - подарил байдарочное весло и кастрюльки.
В заповеднике есть стоянки древних людей, на реке Крестях, писаницы видно прямо с воды.

По Олекме мы вышли в Лену. Все поселки там на левом берегу, ширина реки 1,5-2км, поэтому часто переходить с берега на берег напрягает, особенно по волне.

Здесь рыба до Едея тоже ловилась плохо, ниже стали брать щуки. Зато мы освоили ночную рыбалку на реликтовую рыбу стерлядь. Вид у нее фантастический!

А уха изумительно вкусная и ни с чем не может сравниться!
На Лене находится природный парк Ленские столбы, тянется на 30км, мы себе чуть шеи не свернули, фотографируя причудливые каменные изваяния со всех сторон!

И зашли в Диринг-Юрях, где была открыта уникальная северная стоянка руссов, возраст которой 3млн.лет, здесь были найдены древнейшие орудия труда на земле – каменные чопперы. К сожалению, в красивом здании турбазы, выполненном в национальном стиле, не представлено ни одного из 5000 найденных здесь артефактов.

Поход мы закончили около Кичикатцев, дошли до трассы и с трудом, но уехали автостопом до Алдана, а потом до Нерюнгри. Оттуда уже поездом 5 суток добирались до Москвы.
"Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде." Агата Кристи. А вообще - очень далеко добираться, много следов присутствия человека, грязная вода, распаханные косы, терриконы на берегу, рыбы не очень много, бешеные цены в магазинах.